Экспертный совет при воронежском губернаторе взялся за решение самых актуальных проблем региона

Первоочередные задачи сгруппированы в «горячие десятки» по каждой отдельной отрасли

С лета 2019 года, в рамках реализации проекта «Современное государственное управление», в Воронежской области действует Экспертный совет, созданный при губернаторе. За 9 месяцев работы эксперты выдвинули более сотни инициатив, которые находятся на разных стадиях реализации.

Сейчас перед Экспертным советом поставлена новая задача: необходимо обозначить самые острые и актуальные проблемы в отдельных отраслях – так называемые «горячие десятки». Как следует из названия, в каждой сфере определено по 10 первоочередных задач, требующих оперативного и эффективного решения.

В общей сложности исполнительные органы власти вместе с экспертами выдвинули 152 актуальные проблемы. Так, одна из них – недостаточно быстрый процесс оказания социальных услуг. Ускорить его поможет внедрение «Бережливого подхода». Для этого в настоящее время специально созданная рабочая группа разрабатывает необходимые методические указания и стандарты оказания социальных услуг, а также готовит «дорожную карту» поэтапного воплощения в жизнь этих теоретических разработок.

Как рассказала ведущий аналитик стратегического аудита КУ ВО «Центр эффективности правительства Воронежской области» Светлана Киньшина, первым делом экспертам и чиновникам важно актуализировать проблему и вывести её на уровень принятия решений – то есть на рассмотрение тех или иных органов власти. Для этого, в зависимости от степени «запущенности» ситуации, проводятся инвентаризация и анализ текущего состояния дел; делаются соответствующие выводы и разрабатываются необходимые предложения. Предложения носят институциональный характер – иными словами, они меняют действующую систему учреждений или отношений между ними. Речь может идти о нормативном регулировании (принятии региональных нормативно-правовых актов), создании и поддержке социальных институтов (например, социально ориентированных НКО для участия в оказании соцуслуг), масштабной просветительской работе и т.д. *** Вот один из примеров – вошедший в состав «горячих десяток» вопрос, связанный с транспортным обслуживанием населения. Даже несмотря на действующий ныне режим самоизоляции, эта тема становится всё более актуальной, с учётом надвигающегося дачного сезона. О хронической остроте проблемы говорит и опыт прошлых лет: на недостатки в работе транспорта люди жалуются профильным чиновникам письменно и в ходе личных приёмов; качество обслуживания пассажиров обсуждается в соцсетях и регулярно привлекает внимание СМИ… Да и как может быть иначе, ведь в той или иной степени этот вопрос касается более чем миллиона жителей нашего региона.

Именно поэтому эксперты предложили провести инвентаризацию автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов на территории Воронежской области. По итогам этой работы будет сформирован комплекс предложений по корректировке системы транспортных маршрутов и сети остановок – в сторону максимального удобства и доступности для пассажиров. Затем настанет этап нормативного регулирования этих преобразований. И, наконец, всё закончится воплощением новой схемы в жизнь.

***

Ещё одной нынешней «проблемной точкой» эксперты справедливо считают отсутствие эффективного механизма взаимодействия воронежских предприятий и профессиональных образовательных организаций по внедрению практико-ориентированного (дуального) обучения. Дуальное образование уже названо региональным департаментом образования, науки и молодежной политики в числе главных перспективных задач; теперь же к её решению присоединились и представители Экспертного совета при губернаторе.

В частности, им предстоит определить меры стимулирования предприятий, направленные на развитие наставничества и закрепление студентов на этих предприятиях; инициировать и подготовить проект постановления правительства Воронежской области о порядке организации практико-ориентированного (дуального) обучения; разработать типовой договор об организации и проведении практико-ориентированного (дуального) обучения, а также ученический договор об этом обучении.

***

Напомним: первое заседание Экспертного совета при губернаторе Воронежской области состоялось 6 ноября 2019 года. В том дебютном совещании приняли участие 145 экспертов (бизнесменов, ученых, гражданских активистов) в составе 26 профильных групп, созданных при исполнительных органах госвласти. Сейчас в Экспертный совет входят наиболее авторитетные специалисты в разных сферах деятельности, а также представители общественных организаций. Они изучают наиболее актуальные проблемы и задачи, стоящие перед нашим регионом и помогают органам власти найти оптимальные решения и корректируют предложения и проекты с учетом интересов жителей Воронежской области.

Стоит отметить, что создание Экспертного совета подобного формата стало первым в России опытом по привлечению профессионального сообщества к непосредственному участию в работе органов государственного управления. Как заявил на его первом заседании губернатор Александр Гусев, эксперты должны оказывать влияние на выработку решений областным правительством. Тогда же глава региона предложил ввести формат «нулевого чтения»: чтобы члены Совета знакомились с ещё не утвержденными нормативно-правовыми актами и высказывали мнения по поводу этих документов. Кроме того, эксперты могут участвовать в ключевых совещаниях облправительства, предлагать инициативы по стратегическим и оперативным вопросам, указывать на возможные слабые стороны тех или иных управленческих решений, а также влиять на содержание протоколов поручений губернатора и его заместителей.

Одно из ключевых направлений работы Экспертного совета при губернаторе – обсуждение вопросов, связанных с реализацией «Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года». Этот документ был принят областной Думой 17 декабря 2018 года, спустя три дня его подписал губернатор Александр Гусев, а 1 января 2019 г. соответствующий региональный закон вступил в силу. Сегодня «Стратегия-2035» – ключевой документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития нашей области. В «Стратегии» обеспечена преемственность генеральной цели; обоснованы направления долгосрочной социально-экономической региональной политики; выработаны механизмы, призванные обеспечить достижение стратегических целей. В частности, благодаря реализации «Стратегии-2035» предполагается более чем в 3,3 раза увеличить денежные доходы жителей области и более чем в 2 раза сократить уровень бедности; обеспечить рост масштабов экономики в 3,5 раза, а объема инвестиций в основной капитал – в 4,2 раза. При этом цели и задачи развития Воронежской области полностью согласованы с национальными целями и стратегическими задачами развития страны, изложенными в майском Указе Президента РФ 2018 года.

Вадим Чугунов

Подробнее

Оставьте комментарий