Выстоит ли ЖКХ?

Эксперты обсудили риски для отрасли в условиях санкционного давления

Удастся ли региональным властям и ресурсоснабжающим организациям обеспечить бесперебойное функционирование и модернизацию объектов жизнеобеспечения населения в условиях прекращения импорта западных технологий, оборудования и роста стоимости строительных материалов? Поиску ответа на этот вопрос было посвящено очередное заседание экспертной группы под председательством заместителя руководителя департамента ЖКХ и энергетики Евгения Скиданова.

– Сейчас значительная доля оборудования, используемого в электро- и теплоэнергетике Воронежской области, – импортная, – сообщил координатор экспертной группы Николай Назаров. – В нынешней ситуации мы столкнулись с тем, что закупать и обслуживать его по прежним схемам – невозможно. Тем не менее, аналогичное оборудование активно производится и в нашей стране, а также в Азии и среднеазиатских республиках. Кроме того, необходимый резерв у всех энергетических компаний сформирован, поэтому никаких рисков остановки объектов жизнеобеспечения нет. Сейчас главная задача теплоэнергетического хозяйства – оперативно переориентировать закупочную логистику, и такая работа успешно ведется. Мы рассчитываем, что государство поможет нашим компаниям-производителям оборудования и материалов нарастить собственное производство, чтобы удовлетворить спрос на внутреннем рынке.

Отдельно экспертная группа обсудила риски неисполнения инвестиционных программ компаниями-концессионерами. Материалы и оборудование, используемые для модернизации коммунальной инфраструктуры, значительно выросли в цене, но до ресурсоснабжающих организаций уже доведено, что опережающего роста тарифа для населения не будет. Все это потребует дополнительного пристального рассмотрения утвержденных инвест-программ с целью выявить возможности по замене запланированных материалов и оборудования на более доступные, но ни в коем случае не менее качественные и надежные. Модернизация коммунальной инфраструктуры, в любом случае, продолжится.

Что касается реализации планов по развитию жилищно-коммунального хозяйства в рамках госпрограмм, то тут органами власти также уже предпринят ряд мер, которые позволят исполнять все намеченные планы в полном объеме и в установленный срок. Так сотрудники профильных отделов департамента жкх и энергетики сообщили, что с представителями компаний-подрядчиков, уже заключивших договоры на выполнение работ по благоустройству общественных и дворовых территорий, строительству объектов водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, жилья для переселения граждан из аварийных зданий, капитальному ремонту многоквартирных домов, были проведены совещания, и все они заявили, что рисков срыва реализации проектов нет. Все запланированные мероприятия должны быть исполнены в полном объеме и в установленный срок.

В качестве мер поддержки таких компаний рассматривается возможность заключения дополнительных соглашений по увеличению стоимости контрактов, исходя из обоснованного роста стоимости «заложенных» в ПСД материалов. И, главное: уже принято решение о том, что все подрядные организации, которые будут участвовать в электронных аукционах на строительство объектов в рамках госпрограмм в этом году, смогут получить авансирование до 50% от стоимости контракта на закупку материалов без привлечения кредитных средств, а компании, готовые выполнять капитальный ремонт МКД, – авансирование до 30%.

Строительство стратегического для Воронежа объекта – водоподъемной станции (ВПС-21) – откладываться также не будет. Согласно подготовленной ранее проектно-сметной документации, стоимость реализации проекта была определена в 5 млрд 92 млн рублей. Возвести объект, который сможет на десятилетия вперед обеспечить качественной питьевой водой весь развивающийся Левый берег Воронежа, намечено за 3 года. Соблюдение этих сроков – принципиальная позиция, озвученная руководством нашего региона и неоднократно проговариваемая губернатором Александром Гусевым. Проект будет реализован, в первую очередь, благодаря получению федерального инфраструктурного кредита под минимальный процент. Из федерального центра уже получено подтверждение, что обещанное финансирование будет произведено в срок, в полном объеме и без повышения процентной ставки. При этом, увеличения стоимости строительства из-за роста цены стройматериалов и оборудования, которое оценивается примерно в 1 млрд рублей, решено не допустить за счет замены ряда материалов на аналогичные, не уступающие в эксплуатационных характеристиках. Ряд работ будет включен в инвестиционную программу «РВК-Воронеж». Эти шаги уже детально просчитаны, и позволят начать строительство объекта к 4 кварталу 2022 года.