Прошёл японский вебинар о повышении производительности в сфере услуг

23 ноября состоялся бизнес-вебинар «Повышение производительности в сфере услуг».

По традиции с приветственным словом выступил Хамано Митихиро, директор АНО «Японский центр».

Далее спикер из Японии, Ватанабэ Сатоси, начал своё выступление.

Текущая ситуация и задачи в сфере услуг в Японии

Работа в индустрии услуг считается трудоёмкой и менее эффективной, чем сфера производства.

На сферу услуг в Японии приходится 70% работоспособного населения и ВВП. Практически все компании МСП имеют штат сотрудников менее 100 человек, а крупных компаний насчитывается несколько %.

Особенности бизнеса и повышения производительности в сфере услуг

Услуги, как товар, можно охарактеризовать следующим образом: не материальны; одновременность производства и потребления; зависимы от человеческого фактора; процесс, как товар; создаются совместно с клиентом; не запасаются; права собственности не передаются.

Спикер озвучил 5 возможных направлений повышения производительности в сфере услуг:

  1. Уменьшение вложенных ресурсов при сохранении результата.
  2. Уменьшение вложенных ресурсов превышает уменьшение результата.
  3. Уменьшение вложенных ресурсов и увеличение результата.
  4. Увеличение результата больше увеличения ресурсов.
  5. Увеличение результата при сохранении объёма вложенных ресурсов.

 

Кайдзен и исследование удовлетворенности клиента

Сфера услуг основана на нематериальном товаре, поэтому и сложности контроля качества другие, нежели при контроле качества материальных товаров. Основными аспектами повышения производительности в индустрии услуг спикер назвал исследование удовлетворённости клиентов, улучшение обслуживания клиентов с помощью методов кайдзен.

Ватанабэ Сатоси рассказал о том, что методы кайдзен и управления качеством отличаются от методов, применяемых в производственной сфере. В Японии изменяют размещение предметов и маршруты перемещения людей. Это приводит к минимизации времени ходьбы, поиска и перемещения предметов.

Для японцев важен персонифицированный подход: обслуживание происходит с учётом предпочтений клиента и опыта работы с ним. Подобные изменения улучшают процесс оказания услуги, что помогает укреплять связи с клиентами.

Конкуренция и создание уникального опыта

Другая особенность индустрии услуг заключается в том, что из-за возможности открывать и вести бизнес при наличии небольшого капитала часто возникает чрезмерная конкуренция. Повышение конкурентоспособности товара осуществляется, с помощью наделения его уникальными особенностями. Приобретает все большее значение «создание уникального опыта». Это достигается через определение ожиданий основной клиентской базы.

Механизация человеческого труда и многозадачность сотрудников

Следующей мерой повышения производительности спикер назвал механизацию человеческого труда. Например, ввести автоматы для самостоятельной регистрации, зона самообслуживания и т.п. Автоматизация приводит к сокращению монотонных операций. А людям остаётся выполнять только, то что не могут пока, что выполнять машины, либо это слишком дорого стоит.

Кроме того, в Японии популярность набирает многозадачность. В организациях стремятся осуществлять деятельность малым числом сотрудников за счёт выполнения одним человеком нескольких видов работ.

Всего в вебинаре приняло участие 188  участников.

Выступление спикера сопровождалось синхронным переводом на русский язык.